25.04.2020 в 15:53
Пишет N.K.V.D.:Как американский наёмник долги возвращалURL записи
Показательные полёты аэропланов были одним из любимых шоу для широкой публики в начале ХХ века. Однако не в развлечении толпы видел своё призвание Берт Холл, пилот из Кентукки.
Он был американцем до мозга костей — практичным профессионалом, знающим, где зарыт звонкий доллар. Как следует оценив перспективы использования авиации в ближайшем будущем, он пошёл на рискованный шаг. После победы в нескольких автомобильных и авиационных состязаниях, этот отчаянный парень обернул всё своё невеликое имущество в монету, взял кредит и отправился в Европу.
читать дальше
Во Франции Холл купил моноплан «Блерио», нанял смышлёного слесаря Андре Пьерса в качестве авиамеханика, и, едва на Балканах запахло порохом (чему никто не удивился), прилетел к туркам с предложением, от которого невозможно было отказаться – организовать воздушную разведку за какие-то сто долларов. В день. Золотом. Немалые деньги по тем временам!Прижимистые османы покряхтели, но выдали-таки аванс. И разведка заработала.
Аэроплан «Блерио-XI». Мощность двигателя — 50 л.с., максимальная скорость — 106 км/ч,
крейсерская скорость — 86 км/ч, практический потолок — 1000 м.
Берт Холл был большим мастером пилотажа, имел отличное зрение и хорошую память. Болгары, сербы и греки даже не думали маскироваться. При виде аэроплана они частенько просто разбегались, бросая оружие, и прятались в канавах и под мостами.
Это не особо помогло туркам одержать победы на земле, и они стали навязчиво предлагать лётчику хотя бы сбрасывать бомбы на болгарские колонны и узловые станции. Тот отказывался, тем более, что ему стали задерживать выплату гонорара.
Время шло, и паутина в кармане Холла становилась всё гуще. В один момент, поняв, что денег ждать больше не приходится, он погрузил на аэроплан свои медали, топливо, механика и прочий нехитрый скарб, и перелетел к болгарам. Те были наслышаны об удачливом лётчике и предложили ему те же самые суточные. Воздушная разведка Берта Холла снова заработала, но на этот раз против его бывших работодателей.
Однако требования военного времени быстро менялись, и вот уже болгары стали требовать от американца фокусов, на которые он не подписывался. В частности - переправить агента за линию фронта. Холл намекнул им, что, дескать, «ребятки, это неслыханно, такого никто никогда не делал, да и не всегда можно потом взлететь с площадки, на которую удалось сесть».
Что характерно, он не солгал ни единым словом. Но болгары были так убедительны, а обещания удвоенного гонорара — столь заманчивы... Ведь нужно понимать, что содержание аэроплана – дело хлопотное и затратное, да-да!
Так Берт Холл стал первым лётчиком, участвовавшем в секретной шпионской операции. Однако его приключения на этом не закончились.
Болгары оказались ничуть не менее жадными, чем османы. Обещанного вознаграждения американский наёмник так и не увидел. И он не придумал ничего лучше, чем совершить обратный перелёт, назад к туркам!
Вот при подготовке такого побега его и арестовали. Зачем платить деньги тому, кого можно обвинить в шпионаже и быстренько убить по законам военного времени? Тем более, что Холл и не скрывал, что до перехода на сторону братьев-славян работал на Стамбул. А раз он смог переправить болгарского шпиона через линию фронта, – где гарантия, что до того он не возил шпионов турецких?
Именно так рассуждали члены и прочие органы трибунала. Вердикт их был прост и предсказуем – «расстрелять».
Возможности обратиться в американское посольство не оставалось – арестованный не имел возможности покинуть сарай, в котором его держали в ожидании расправы. Оставалось только ждать…
И вот тут случилось то, что в приключенческих романах описывают, начиная со слова «вдруг». Буквально за пару часов до предполагаемой расправы зазвенели ключи, и охранник произнёс: «Кheĭ, amerikanets, izlez».
Француз Пьерс, которого нанял Холл, оказался не только прекрасным механиком, но и человеком незаурядной хитрости. Он сделал правильный вывод относительно традиционных ценностей болгарских братушек. Собрав все деньги, полученные им за время пребывания на Балканах, он нашёл-таки способ их доставки до нужного кармана. И американец оказался на свободе как раз в тот момент, когда окончательно распрощался со всякой надеждой…
Будучи честным малым, Холл не привык отказываться от своих долгов. Но немедленно воздать по справедливости находчивому французу не было никакой возможности – аэроплан и основная часть сбережений остались в руках болгар.
Только с началом Мировой войны, после вступления в Иностранный легион, а затем и в эскадрилью «Лафайет», Холл начал переводить часть своего гонорара Пьерсу. Ну и кредиторам заодно.
Тем временем, прослышав о мастерстве американца, командование Лётного корпуса стало доверять ему самые сложные задания. Например – ночную переброску шпионов. Весьма сомнительное удовольствие, особенно учитывая тогдашнее развитие авиационной техники. Отказаться Холл не мог – теперь он был не вольным наёмником, а военнослужащим.
Раз в неделю-две он после полуночи поднимался в воздух с агентом на борту, пересекал линию фронта и в предутренних сумерках садился на незнакомую неподготовленную площадку на территории, занятой противником. Прощался с пассажиром, потом снова взлетал и уже засветло приземлялся у своих, передавая в заботливые руки механиков машину с пробитыми пулями немецких «Альбатросов» и «Фоккеров» крыльями. Проходило несколько дней — и снова ночной полёт с посадкой за линией фронта, чтобы разведчика доставить «домой».
И вот очередной вылет. Почтовый голубь принёс записку, что агент, обладающий ценными сведениями, добрался до тайной площадки под Рокруа и ожидает переправки. Американец уже зашёл на посадку, когда раздались выстрелы. Немцы перехватили шпиона и подготовили засаду для его перевозчика.
Но вояк кайзера подвели нервишки – они начали стрелять буквально на пару секунд раньше, чем следовало. Холл резко дал обороты и успел набрать достаточную высоту к тому моменту, когда немцы смогли в сумерках вести прицельный огонь. Раненый, с изрешечёнными пулями плоскостями, пилот всё-таки смог дотянуть до французских позиций.
Когда война закончилась, то оказалось, что из первоначального состава эскадрильи в живых осталось только двое. Одним из этих счастливчиков был Берт Холл. И надо сказать, что долг своему французскому механику он таки вернул. А вот расплатился ли он с кредиторами — неизвестно.
авантюрист