17.06.2020 в 18:56
Пишет
Эрл Грей:
Секрет «турецкого красного», как еще называли ализарин, охраняли так строго, что
европейским красильщикам понадобилось несколько столетий, чтобы вызнать
его, и наверняка не обошлось без подкупа и шпионажа. В какой-то момент,
в начале XVIII века, молодому французскому химику Анри Луи Дюамелю дю
Монсо удалось вплотную приблизиться к разгадке, когда он обратил
внимание, что если кормить голубей мареной, то их кости становятся
красными. читать дальшеХимик предположил, что цвет удерживает кальций. Но разгадал загадку сначала голландец в 1730-х, а за ним уже француз в 1747 году.
Британцы «тормозили», и в итоге им на помощь пришли два брата по фамилии
Борель из Руана, которые в 1787 году приехали в Манчестер и предложили
городской торговой палате купить у них секрет «турецкого красного».
Рецепт подоспел как раз вовремя, поскольку 1790-е стали настоящей, как
мы бы сейчас выразились, декадой Красной Банданы. В наши дни этот яркий
хлопчатобумажный платок носят редко, а в те времена полторы тысячи
ткацких станков и несколько красильных фабрик в Глазго занимались
исключительно производством бандан. В основном они предназначались для
экспорта в Индию, Западную Африку и на Дальний Восток, а также в
Америку, где их приобретали для рабов. Кроме того, банданы носили
британские матросы. В 1806 году, спустя несколько месяцев после
Трафальгарской битвы, знаменитый художник Бенджамин Уэст представил
публике историческое полотно «Смерть Нельсона». В центре картины —
умирающий герой, но окружают его обычные матросы, каждый из которых
переживает личную драму. То и дело мелькает красная бандана — повязанная
на голову, на пояс, вокруг шеи. Забавно, что от возможности производить
небольшие платочки с белым узором на красном фоне зависело, удержится ли
та или иная компания на плаву, но такова правда модного бизнеса. Узор
наносили методом «вытравной печати», когда ткань сначала окрашивали
мареной, а потом вытравляли рисунок кислотой, иногда на вытравленные
участки ткани наносили и другие красители: сандал для получения черного
цвета, крушину — для желтого и самый эффектный — прусскую синь.
Знаменитый европейский травник Кульпеппер еще в 1649 году предупреждал,
что чрезмерное употребление шафрана в пищу может привести к смерти от
неконтролируемого хохота, поскольку это растение — природный
антидепрессант, аналог популярного ныне прозака. читать дальшеВ 1728 году Батти
Лангли, садовник из Туикенема, опубликовал свой труд «Новые принципы
садоводства», в котором учил, как правильно сажать луковицы крокуса — на
три дюйма в почву и на расстоянии трех дюймов друг от дружки. Он также
описывал все прелести этого растения: «Слишком большое количество
шафрана вызывает бессонницу, но если употреблять сию пряность в
умеренных дозах, то она просветляет голову, повышает настроение,
помогает перебороть сонливость и веселит сердце». За семнадцать веков до
этого Плиний рекомендовал лепестки крокуса в качестве лекарства: к
примеру, если смешать их с вином, то можно избавиться от похмелья.
Фарфор «ми сэ», выставленный в Фамэне, изготовлен в мастерских
Шанлиньху, в горах провинции Чжэцзян к югу от Шанхая, где добывают глину
отличного качества. читать дальшеТанский поэт Лу Гуймэн писал: «В осенний день из
печей достают тысячи чаш, зеленых, словно трава в горах». Происхождение
«ми сэ» будоражило умы ученых последующих эпох. На самом же деле изделия
приобретали зеленоватый оттенок благодаря железу, содержащемуся в глине:
чем больше железа, тем зеленее готовая керамика. Большинство селадонов
делают из глины с двухпроцентным содержанием железа, а «ми сэ» — из
глины с содержанием железа три процента. Глина же с содержанием железа
более шести процентов чернеет.
...Да, существовал «секретный» селадон, но помимо этого существовал и
секрет селадона. Возможно, это была, выражаясь современным языком, всего
лишь успешная рекламная кампания, или же потребители искренне верили в
исключительность селадона, но как бы то ни было, много веков считалось,
что селадон обладает чуть ли не магическими свойствами. К примеру, в
Юго-Восточной Азии полагали, что лучшие китайские кувшины обладают душой
и могут «говорить» или, по крайней мере, издавать приятный для слуха
звон. У султана Борнео был кувшин, обладавший пророческими свойствами:
по легенде, он заплакал накануне смерти супруги султана. Лусон,
крупнейший остров Филиппинского архипелага, прославился говорящими
кувшинами, которым местные жители даже дали имена. Самый известный —
Магсави. Считается, что якобы он сам по себе отправлялся в путешествие,
чтобы повидать свою возлюбленную — другой говорящий кувшин. По легенде,
у них даже родился малыш. Как вы можете догадаться, тоже говорящий
кувшин, только совсем крохотный.
В Центральной Азии селадоны также пользовались бешеной популярностью
среди покупателей, поскольку считалось, что они могут спасти владельцу
жизнь. Полки дворца Топкапи в Стамбуле ломятся от сотен селадонов,
собранных турецкими правителями. Мусульмане верили, что селадоны
способны обезвреживать яды.
...Забавно, что легенда о способности выступать в качестве противоядия
существует и ныне, но касается уже фарфора совсем другого оттенка.
Несколько месяцев спустя я посетила уникальный антропологический музей
Питта Риверса в Оксфорде и там наткнулась на красновато-коричневый
чайный сервиз, точь-в-точь как те, что продавали в антикварных лавках в
Кабуле и Пешаваре. Он совершенно не вписывался в экспозицию. Оказалось,
что его изготовил англичанин, живший в Москве. Франц Гарднер перебрался
в Россию в 1766 году и остался там, открыв фабрику в селе Вербилки
Московской губернии, поскольку оказалось, что его керамика пользуется
успехом у русской знати. Гарднер даже являлся официальным поставщиком
двора Ее Величества Екатерины II. После 1850 года гарднеровский фарфор
стали в огромных количествах экспортировать в Азию, где он популярен до
сих пор. Считается, что если на фарфоровое блюдо этой марки положить
отравленную пищу, то оно тут же треснет.
Из книги Виктории Финли "Тайная история красок"
URL записи