21.09.2020 в 12:30
Пишет
Шано:
Браки средневековых английских крестьян, продолжение
Документы, посвященные так называемому меркету (специальному налогу, который уплачивали крепостные своему лорду за позволение вступить в брак), позволяют составить некоторое представление о крестьянских браках. В документах аббатства Рэмси зафиксированы 426 случаев и целый спектр вариантов. В 33 % случаев меркет заплатил отец невесты; еще в трети случаев за себя платила сама девушка; в 26 % случаев платил жених. Дозволение на брак также могло быть разным. Самый распространенный вариант – дозволение вступить в брак с односельчанином. Следующими по популярности были лицензии на брак с мужчиной из другого манора, затем – с фрименом (лично свободным). Наконец, 21 % лицензий – это общее позволение вступить в брак, за кого и когда вздумается девушке.
читать дальше
Какие выводы можно сделать, глядя на суммы, упоминаемые родственные связи и т.д.? В тех случаях, когда меркет вносил отец невесты, он, с вероятностью, и устраивал брак. Имя жениха, как правило, оговаривалось в документе; лишь в трети случаев отцы платили меркет за общую брачную лицензию, позволяющую их дочерям выйти за кого угодно. Женихи, платившие за дозволение вступить в брак с конкретной девушкой, скорее всего, рассчитывали взять в супруги богатую наследницу или обладательницу большого приданого – меркет в таких случаях оказывался достаточно высоким.
В свою очередь, общие лицензии, которые приобретали девушки сами для себя (назовем их «независимыми»), обходились достаточно дешево. Можно предположить, что в этих случаях речь не шла о богатом приданом, следовательно брак не требовал тщательного планирования. Более того, девушкам приходилось искать для себя поручителей (в качестве финансовой гарантии); очевидно, их материальное положение оставляло желать лучшего. Эти молодые особы не полагались на то, что родные устроят их брак, и не рассчитывали, что меркет будет уплачен из семейного бюджета; они платили налог лорду из жалованья, которое получали, будучи служанками или батрачками.
Судя по лицензиям, выданным в аббатстве Рэмси, лишь 22 % «независимых» девушек хотели выйти за мужчину из своей деревни (среди тех, за кого меркет платили родители, таких было 40 %). 18 % «независимых» выходили за мужчину из другого манора (31 % соответственно). Наконец, 28% вступали в брак с фрименом (15% соответственно). Вероятно, молодые женщины искали независимости не только от семьи, но и от общины. Скорее всего, с женихами из фрименов они знакомились, находясь на заработках.
Брак с фрименом отчасти был вызовом еще одной заинтересованной стороне, которая претендовала на контроль над браками, а именно лорду. В какой мере и каким именно образом контролировались браки английских вилланов, до сих пор остается предметом спора. Некоторые ученые утверждают, что меркет был, своего рода, подушевым налогом (т.е. им облагались люди, вступающие в брак); по мнению других, предметом меркета было имущество, передаваемое в браке. Однако все исследователи, как правило, сходятся на том, что меркет не был попыткой лорда вмешаться в личную жизнь своих крестьян.
Некоторым девицам, слишком бедным, меркет не назначался; иными словами, он не налагался на всех вилланок автоматически. Сумма, как правило, оказывалась выше, если замуж выходила девушка из богатой семьи (особенно если ее приданое включало недвижимость). Можно сказать, что меркет представлял собой комбинацию брачного налога и налога на передачу права собственности. Возможно, его сумма зависела также и от стоимости приданого. В целом, она была невелика – от трех пенсов до четырех шиллингов – но, в любом случае, меркет ложился дополнительным бременем на семейный бюджет, в то время как и без того приходилось делить семейное имущество, чтобы выдать дочери ее долю. Кроме того, он служил напоминанием о крепостной зависимости и власти лорда. Как и многие другие обременительные налоги, уплачиваемые крепостными, меркет постепенно исчез в пятнадцатом веке.
Остается критический вопрос: простиралась ли власть лорда, помимо чисто денежного интереса, на то, чтобы определять выбор супруга? Лорды, несомненно, были заинтересованы в том, чтобы дочери и вдовы их арендаторов выходили замуж. Если девушка выходила замуж в другой манор или за фримена, лорд терял потенциального работника, причем не одного, поскольку не имел никаких прав на ее детей. Если замуж выходила богатая наследница или вдова, владеющая земельным участком, лорд мог быть кровно заинтересован в том, кто станет хозяином надела: не к его выгоде было бы, если бы участок оказался заброшен. Однако свидетельства того, что лорд напрямую вмешивался в брачные планы своих арендаторов, довольно редки. Так, в документах аббатства Рэмси зафиксирован лишь один случай того, как лорд велел своему крестьянину жениться на конкретной вдове (однако мужчине невеста пришлась не по нраву, и он покинул манор).
Браки по любви были, в целом, сомнительной привилегий бедняков. Если молодая женщина, нанявшись в услужение, скапливала некоторую сумму (или даже приобретала клочок земли) и сама платила за себя меркет, она была вольна в выборе супруга. Поскольку родители не снабжали ее приданым, с их стороны контроля также не было. А церковь и светские власти считали брак законным, даже если чета обменялась клятвами верности, лежа в стогу. На помощь здесь приходили различные символические действия, создававшие подобие церемонии. К примеру, когда Александр Райт и Изабелла Уисбек предстали перед судом по обвинению в незаконном сожительстве, они объявили, что брачная церемония состоялась, а следовательно, они – законные супруги. Александр спросил у Изабеллы, желает ли она стать его женой, и та ответила утвердительно. Он, в свою очередь, поклялся жениться на ней, они «соединили руки», а затем он подарил ей платок и небольшой сундук. Что характерно, формального венчания с участием священника от Александра и Изабеллы требовать не стали; судьи могли лишь порекомендовать им сходить в церковь на мессу, дабы освятить брак.
(Barbara A. Hanawalt. The Ties That Bound. Peasant Families in Medieval England
Peter Laslett. Family Life and Illicit Love in Earlier Generations
Richard Helmholz. Marriage Litigation in Medieval England
Judith Bennet. Medieval Peasant Marriage: An Examination of Marriage Licence Fines in the Liber Gersumarum
etc.) tal-gilas.livejournal.com/383273.html
URL записи