04.03.2021 в 14:59
Пишет
Нари:
Как снимали "Золушку"
zen.yandex.ru/media/kinoigra/chto-deistvitelno-...
Этот фильм стал первой послевоенной сказкой. В день премьеры «Золушки» у Ленинградского дома кино собралась целая толпа желающих получить крупицу счастья. Измученные долгой войной люди так хотели поверить в чудо. Это было 9 мая 1947 года. Стоит ли говорить, что зрителям фильм очень понравился. Понравилось в нём абсолютно всё.
Кино всегда иллюзия, но в этом волшебном мире кажется и не было никакого обмана. Реальным людям, на долю которых выпали суровые испытания, пережитые ими совсем недавно, так понятны были слова короля. Такая простая истина, что никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой и сердце справедливым.
Сценарий «Золушки» Евгений Шварц написал довольно быстро. Весной 1944года он впервые прочел его своим друзьям. То, что получилось, понравилось не только ближнему кругу драматурга, но и что немаловажно, худсовету Ленфильма.
Оттуда сценарий послали на утверждение в Москву, где он получил полное одобрение. А также был утверждён состав съемочной группы: режиссер Надежда Кошеверова, оператор Евгений Шапиро и художник Николай Акимов. Это имя в списке создателей справедливо было бы поставить первым. Сказочную страну, которую потом увидят зрители на экране, главный режиссёр Ленинградского Театра комедии сначала создал на бумаге.
читать дальше
Акимов был настоящим художественным руководителем этого фильма. В каждом костюме, нарисованном Акимовым, читался характер персонажа. Сравните хотя бы нежные цветы в волосах Золушки и шляпы в виде вычурных фруктовых корзин на головах её сестёр и мачехи. Сразу всё становится понятно об этих героинях.
Условную сказочную среду Акимов наполнил множеством реальных бытовых деталей, которые знакомы каждому, но обилие привычных предметов не разрушают главную иллюзию - в мире, где живут герои Шварца, возможно всё. Бутафоры Ленфильма были на высоте. Они умудрились создать очень похожие на подлинные камины, консоли, балконы, и в кино это выглядело как настоящее.
Сейчас невозможно представить, что роль Золушки играла бы какая-нибудь другая актриса. Да и тогда Кошеверова и Шварц хотели работать исключительно с Яниной Жеймо. И конечно, дело было не только в её внешних данных, она была очень разноплановой актрисой, на киностудии Ленфильм актрисой номер один.
Кошеверова знала Жеймо ещё с двадцатых годов, они обе учились в мастерской фабрики эксцентрического актёра. Потом Кошеверова ушла в режиссуру, а Янина несмотря на свой маленький рост, всего 148 сантиметров, стала актрисой.
Худсовет Ленфильма и не оспаривал её таланта. Янина Болеславовна прекрасная актриса, но потом добавляли - только не для Золушки. В сказке героине 16 лет, а Жеймо 37. Срочно ищите замену. И нашли ещё одну актрису, балерину Марию Мазун, которой тоже было не 16, а 22 года.
По приказу свыше, в тайне от Янины Жеймо, уже стали перешивать наряды Золушки. Пробы с юной балерины отправили на утверждение в Москву, и там своё веское слово сказал режиссер Михаил Ромм: «Пусть Мазун и моложе Жеймо, но сыграть Золушку как Янина она не сможет».
Королем в этой сказке стал Эраст Гарин, любимый ученик Всеволода Мейерхольда. Хотя на корону и мантию претендовали другие достойные и фактурные артисты, такие как Юрий Толубеев и Константин Адашевский.
Принца искали очень долго. Выбор пал на ленинградского артиста Алексея Консовского, который тоже был значительно старше своего героя. На момент съёмок Консовскому было 34.
Более романтичного принца, чем Алексей Консовский трудно себе было вообразить. Девушки на съемочной площадке все, как одна в него влюблялись. Вся атмосфера к этому располагала.
На съемках «Золушки» на Фаину Раневскую все смотрели как на легенду, а её роль мачехи потом назовут актерским шедевром. Но даже коллеги не знали, как тяжело она ей далась.
Первые съемочные дни в образе мачехи Раневская провалила. Она привыкла импровизировать, могла переписать текст своей роли до слова. Так поступила и здесь, но тут воспротивился Евгений Шварц. То, что играла Раневская ему не нравилась.
Шварц регулярно появлялся на съемочной площадке, следил за тем, чтобы Раневская строго играла то, что написано в сценарии. Но всё-таки иногда позволял Фаине Георгиевне маленькие вольности.
Раневская в то время сильно похудела, и внешне никак не тянула образ домашнего тирана. Чтобы сделать её лицо более убедительным гримеры пошли на хитрость. Нос актрисы подтянули при помощи тонкой полоски тюля и каучукового клея. А за щёки Раневская запихнула себе комочки ваты. Образ был завершён.
И легендарные артисты и артисты массовки работали в одинаковых тяжёлых условиях. Снимали «Золушку» по большей части в разбитых и неухоженных после войны павильонах Ленфильма. Отопление не работало, актрисы в своих открытых бальных нарядах отчаянно мёрзли.
Тем не менее костюмы в этой сказке выглядят роскошно. Часть платьев были трофейными, их вывезли из Берлинского театра. Часть одолжили у Кировского театра оперы и балета. Но этого всё равно было недостаточно. Художники по костюмам выкручивались как могли, шили из того, что было под рукой. В ход шли старинные шторы из бархата и парчи, и велюровые скатерти.
А Золушкино платье собрали из обрезков шифона, которые Фаина Раневская привезла из Праги со съемок фильма «Весна». В тон костюму сшили перчатки, чтобы на фоне нежного наряда руки Янины Жеймо не выдавали её возраст.
Знаменитые туфельки Золушки только в сказке были хрустальными. В жизни они были сделаны из плексигласа, довольно жесткого пластика, своим видом напоминающего стекло. Надевала их актриса только когда надо было войти в кадр. Постоянно в них ходить было невозможно. Поскольку Золушка носила длинные платья в пол, она там могла ходить хоть в тапочках.
Танцевала Янина Жеймо явно в другой обуви. А танцевальных сцен в этом фильме было достаточно много, все под музыку Антонио Спадавеккиа. Для советского композитора итальянского происхождения «Золушка» была первой работой в кино.
Снимать сказку о Золушке авторы изначально планировали в цвете. Это видно по раскрашенным эскизам Николая Акимова, но с цветной пленкой сразу возникли проблемы. В стране шёл всего лишь первый послевоенный год, только отменили карточки, люди жили очень бедно.
Цветную плёнку нужно было покупать за валюту. Надежда Кошеверова настаивала, она хотела, чтобы фильм был цветным, и распоряжением Госкино на «Золушку» всё-таки выделили цветную плёнку. Но она в итоге ушла на другую картину - фильм братьев Васильевых «Пиковая дама», который в итоге так и не был доделан.
Оператору Евгению Шапиро предстояло передать разноцветный сказочный мир через чёрно-белую призму. Плюсов у чёрно-белого кино оказалось немало. Спецэффекты, которых в картине было в избытке, без цвета выглядели более естественно, а нарисованные Акимовым задники напоминали реальные пейзажи.
Но всю эту красоту зрители могли и не увидеть. Работа над «Золушкой» была в самом разгаре, когда конъюнктура в советском кинематографе резко изменилась. Рядом с фильмами о колхозах и борьбе с генетикой сказка, где простыми словами говорилось о ценностях доброты и любви, казалась чужеродной.
Сценарий Шварца, который еще вчера все дружно хвалили, худсовет Ленфильма отправил на доработку. Претензии к автору заняли 24 страницы машинописного текста. Золушку, например, обвинили в недостаточном трудолюбии. Вносить нелепые поправки в свой сценарий Евгений Шварц не стал.
Так его мудрость и терпение спасли картину от перемонтажа. Потому что через несколько месяцев страсти улеглись, и все непримиримые цензоры успокоились. А Сталин, посмотрев картину, лично распорядился выпустить её на экран ко второй годовщине Великой Победы.
Но некоторые небольшие поправки всё-таки были внесены в фильм. Это касается, например, знаменитой фразы юного пажа. В киносценарии вместо слова «дружба» было «любовь», но от этой замены великий смысл, который Шварц вложил в «Золушку» не изменился.
Все наши лучшие чувства по отношению к другим и есть настоящее волшебство. Сказка, пересказанная Шварцем, вселяет надежду, что по окончанию этой кинокартины чудо свершится. И что каждый зритель, выходящий из кинотеатра, сам и является носителем этого чуда.
«Верность, благородство, умение любить - обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец» - этими словами короля заканчивается великий, во всех отношениях фильм «Золушка». Непреходящие ценности, так необходимые во все времена и не только в сказках…
URL записи