Обычно даже полулегендарные герои истории Средних веков - это всевозможные суровые доблестные мужи, но тем интереснее отдельные исключения из этого правила, ОСОБЕННО, когда речь идет не о набившей оскомину Жанне Д`Арк (при всем уважении). Например, есть такой весьма интересный персонаж - национальный символ современных берберов - берберская царица Дахия аль-Кахина.
После падения Римской империи, к приходу арабов в VII веке, в Северной Африке существовало девять иудейско-берберских княжеств. Дахия аль-Кахина жила в одном из них, княжестве Орес, и была кем-то вроде местной волшебницы-предсказательницы. Девушкой она, очевидно, была привлекательной и на неё положил глаз правитель княжества. Взаимности его чувство не вызвало, но он нашёл сильный аргумент, чтобы завоевать благосклонность дамы: пообещал вырезать её родную деревню в случае отказа.
читать дальшеЗабавно, но на стойкую барышню это влияние сначало не оказало - уговорили Дахию согласиться на брак ее соседи (видимо, в силу инстинкта самосохранения). Брак, заключённый столь решительно, не стал долгим, продлившись лишь одну брачную ночь, в процессе которой невеста отрезала жениху голову.
Тем не менее, формально Дахия оказалась вдовой правителя и на этом основании она захватила в княжестве Орес власть. В хрониках пишут, что правительница была «красива как конь и сильна как борец», а также «предавалась плотской любви со всей пламенностью ее юной натуры», и потому трижды меняла мужей.
Видимо, у последнего факта все же были политические мотивы, поскольку вскоре Дахия стала править всеми девятью иудейско-берберскими княжествами, а после 686 года, когда арабами был убит берберский вождь-христианин Кусайла, все берберы признали её царицей своего Африканского царства. С этим ей выпало великое счастье отражать следующее нашествие арабов в 698 году самостоятельно.
Потерпев страшный разгром, арабы отступили, но вскоре снова вернулись. На этот раз на иудейско-берберское Африканское царство наступал лучший арабский полководец той эпохи Хасан ибн Нуман, который вёл с собой 40-тысячную армию (совершенно неправдоподобная цифра для той эпохи и того региона). Против него Дахия применила тактику выжженой земли, а потом уничтожила арабское войско, якобы сумев заманить его в ущелье в битве у города Багия.
Третье нашествие арабов в Северную Африку Ибн Нуман начал с переговоров. Он предложил африканской царице прекратить войну, объединиться и вместе завоевать Испанию. Дахии этот план понравился, арабы и берберы заключили мир и Ибн Нуман ввёл свою армию на территорию её царства. Оказалось, что это была плохая идея - арабы захватывали по пути к Гибралтару все, что плохо лежит, а многие местные города лежали действительно плохо, памятуя о той самой “выжженной землей”, которую устроила знаменитая царица.
Перед последней битвой в 703 году в районе современного города Эль Джерн Дахия прекрасно понимала свою обречённость. Большая часть воинов ей изменила, оставшихся было явно недостаточно для победы. Пришлось сдаваться в обмен на жизнь сыновей, одним из которых, кстати, был знаменитый Тарик ибн Зияд, завоевавший позднее для арабов Испанию.
Примерно так о Дахии аль-Кахине рассказывается во всех русскоязычных источниках, которые, как правило, являются компиляцией средневековых арабских хроник и работ современных израильских учёных. Попозже испорчу эту хорошую историю, рассказав, откуда у этой хорошей истории растут ноги.
(с)t.me/redroomtext/9
Время испортить вчерашнюю хорошую историю.
читать дальше
Самого авторитетного араба, писавшего о Дахии, звали Ибн Халдун. Он родился, жил и работал государственным чиновником в Северной Африке, был учёным, а более всего прославился как историк, причем встречей с Ибн Халдуном гордился сам Тамерлан (а говорят, гуманитариев не ценят сильные мира сего). В его сочинении нет ничего о девяти иудейско-берберских княжествах, которые вызвали столько вопросов в комментариях. Ибн Халдун пишет о девяти племенах берберов, верхушка которых приняла иудаизм, “религии, воспринятой ими от сильных израильских соседей, живших в Сирии”. Как понимать эту фразу не очень понятно, но Карфаген в принципе был основан финикийцами, бежавшими с территории будущей Сирии, и потом, при каждой новой драме беспокойной еврейской истории, оттуда на североафриканское побережье прибывали толпы иудейских иммигрантов, так что корни иудаизма в Северной Африке были древними и прочными.
Но ни о каком государстве речи не шло, Дахия, по рассказу Ибн Халдуна, была провидицей (“эта женщина предсказывает будущее, и всё, что она предсказала, не медлит случиться”) в племени джерауа, которое жило в горах Аурес (отсюда, видимо, и появилось позднее “княжество Орес”).
Первыми европейцами о Дахии узнали французы, которые колонизировали Алжир, услышали местные легенды о правительнице-воительнице, нашли их подтверждение в средневековых арабских хрониках и поспешили рассказать о “берберской Жанне д`Арк”. В начале прошлого века эта история так заинтересовала археолога и деятеля сионистского движения Нахума Слуща, что он из Парижа переехал в Северную Африку и несколько лет путешествовал там, собирая сведения о местной еврейской диаспоре и её главной исторической героине. Слущ по новому интерпретировал эту фигуру. В 1933 году он издал на иврите книгу «Дахия эль-Кахина (Юдит ха-Коэнет) — героическая глава из истории еврейской диаспоры в степях «чёрного континента». Это сочинение пробудило огромный интерес еврейской общественности к легендарной воительнице.
Её историю стали часто пересказывать и постепенно она начала обрастать дополнительными подробностями.
Так, скорее всего, в ней появились “львы Иудеи”, “древний призыв зелотов” и девять иудейско-берберских княжеств. Да и как их было не придумать (всего лишь чуть-чуть исказив слова Ибн Халдуна), ведь в результате получалось так красиво: в VI веке на противоположных концах “цивилизованного мира” появляются два иудейских государства, Хазария и Африканское царство, которые занимаются одним и тем же - противостоят завоевательному нашествию арабов-мусульман.
Стоит также обратить внимание на то, как Слущ транскрибировал имя Дахии - Юдит ха-Коэнет. “Коэны” или “кохены” в иудаизме это сословие священнослужителей, происходящих из рода Аарона (Нахум стремился доказать своим единоверцам, что берберские иудеи сохранили чистый иудаизм, до его суровой раввинистической интерпретации). И, да, фамилия “Коэн” вспомнилась вам не просто так. А имя “Юдит” (распространённое еврейское женское имя Йеудит, ласкательная форма которого - Дахия) это параллель с ветхозаветной героиней Юдифь, которая прославилась тем, что отрубила голову ассирийскому полководцу Олоферну и спасла этим родной город. Скорее всего, именно отсюда появилась история про кровавую брачную ночь берберской царицы.
Историки не нашли ни одного доказательства реального существования Дахии. Всё, что нам о ней известно, это короткие и противоречивые упоминания в средневековых хрониках и сомнительные интерпретации современных рассказчиков. И, тем не менее, скорее всего, такая женщина существовала на самом деле. Уж слишком хорошо запомнили её берберы, вокруг неё строится их национальное самосознание. Скорее всего, звали её не Дахия, но как-то похоже (Ибн Халдун называл её Дихйи), она не была матерью Тарика ибн Зияда (он происходил из племени садф, а не джерауа) и вообще с ней не происходило большинство описанных в легенде событий. Но главное арабы передали: была реальная женщина, которая объединила берберские племена и смогла дать завоевателям такой отпор, что враги запомнили её на века.
(c)t.me/redroomtext/10
Обычно даже полулегендарные герои истории Средних веков - это всевозможные суровые доблестные мужи, но тем интереснее отдельные исключения из этого правила, ОСОБЕННО, когда речь идет не о набившей оскомину Жанне Д`Арк (при всем уважении). Например, есть такой весьма интересный персонаж - национальный символ современных берберов - берберская царица Дахия аль-Кахина.
После падения Римской империи, к приходу арабов в VII веке, в Северной Африке существовало девять иудейско-берберских княжеств. Дахия аль-Кахина жила в одном из них, княжестве Орес, и была кем-то вроде местной волшебницы-предсказательницы. Девушкой она, очевидно, была привлекательной и на неё положил глаз правитель княжества. Взаимности его чувство не вызвало, но он нашёл сильный аргумент, чтобы завоевать благосклонность дамы: пообещал вырезать её родную деревню в случае отказа.
читать дальше
(с)t.me/redroomtext/9
Время испортить вчерашнюю хорошую историю.
читать дальше
(c)t.me/redroomtext/10
После падения Римской империи, к приходу арабов в VII веке, в Северной Африке существовало девять иудейско-берберских княжеств. Дахия аль-Кахина жила в одном из них, княжестве Орес, и была кем-то вроде местной волшебницы-предсказательницы. Девушкой она, очевидно, была привлекательной и на неё положил глаз правитель княжества. Взаимности его чувство не вызвало, но он нашёл сильный аргумент, чтобы завоевать благосклонность дамы: пообещал вырезать её родную деревню в случае отказа.
читать дальше
(с)t.me/redroomtext/9
Время испортить вчерашнюю хорошую историю.
читать дальше
(c)t.me/redroomtext/10