Солдафон и голод.
Хроника голода 1872-74 гг. в Самарской губернии.
Всеной-летом 1872 г. ударили грозы и засуха, в результате чего на всем левобережье Волги сварился весь урожай. Самара, как всегда, в эпицентре бедствия.
В городах всем фиолетово - все еще вывозят пароходами запасы 1871 года. В конце июня самарскому губернатору Аксакову кладут на стол цифры, по которым у богатых крестьян запасов зерна только до февраля (все продали в предыдущем году), у остальных вообще шиш. Григорий Сергеевич, царствие ему небесное, сразу же, единственный из губернаторов, 7 июля сообщил в МВД, что мы тут дохнем. И его тут же ушли "по домашним обстоятельствам".
Аксаков все же привлек внимание Центра, и пострадавшие губернии циркулярно запросили чего в них делается. Самарское земство бросилось собирать статистику самыми первобытными способами - других все равно не было. Губернское правление начало собирать отчеты с мест, пинать чиновников и сельских старост на предмет выявления общей нужды.
В сентябре подбили цифры. Во всех уездах от 1/3 до 1/2 крестьян признаются голодающими. По самому минимуму надо: 900,000 рублей на питание населения и 2,000,000 рублей на семена.
3 октября состоялось совместное заседание земства и губернского правления (Аксакова еще официально не уволили, нового губера пока не прислали). Всего продовольственного капитала в губернии 228,955 рублей - этого не хватит даже просто продлить агонию. Сумму разбивают на три части и делят между Николаевским, Самарским и Новоузенским уездами. Надо просить Центр, но дураков подставляться нет.
читать дальшеВ жарких спорах мужественно составляют запрос на 2,900,000 рублей, но, испугавшись собственной смелости, тут же правят текст, сообщая, что все не так уж и плохо.
Петербург ответил через 2 месяца, сообщив, что ничего не поняли: раз у вас все неплохо, то раздайте 228,955 рублей голодающим в беспроцентную ссуду на семена (наши чиновники побоялись сообщить, что вся сумма уже роздана и на балансе 0 рублей, 0 копеек).
Однако, пришла и "хорошая" новость. Ввиду громадности запрашиваемой суммы дело рассмотрит Комитет министров.
15 декабря 1872 года Комитет министров постановил выдать Самарской губернии на покупку в беспроцентную ссуду семян для голодающих 300,000 рублей. Ответственным назначить нового самарского губернатора полковника Климова.
В тот же день Государь утвердил это соломоново решение.
Как нормальный солдафон, Климов потребовал предоставить ему поименные списки голодающих и степень их нужды. Земство, в ответ, сообщило, что по губернии шатается голодная толпа в 30, а то и 40 тыщ крестьянских рыл - как считать? На местах большинство крестьян неграмотные, старосты ведут списки неаккуратно и т.п. И вообще Царь денег прислал - дайте!
А деньги из Питера пришли только 15 февраля 1873 года. В это же время в Бузулукском и Николаевском уездах крестьяне уже начали кладбища разорять на предмет свежих покойников и народ валом повалил неведомо куда. Надо еще как минимум 400,000 рублей в эти уезды просто чтоб удержать людей на месте.
Климов дал сверху 300,000 из губернской казны, но потребовал выдавать крестьянам в ссуду под круговую поруку.
Получился несмешной анекдот.
Кулаки в деревнях, зная, что односельчане выплаты по ссуде не потянут и придется за всех отдуваться, наотрез отказались ссуды брать. Миры проголосовали по их указке.
Климову положили на стол цифры с отказниками. Этими цифрами он стал тыкать в морду земство "Вы фсё врётиии!!! Голода нету!".
После чего, со всем служебным рвением, занялся сбором налогов. В голодающих уездах.
Весной 1873 года из-за засухи снова погиб весь урожай.
Климов же, за недоимки, уводил скот. К августу 1873 года он разорил всех. С одного только подыхающего Николаевского уезда продал реквизированного скота на 147 тысяч рублей.
Запашки 1873 года резко сократились.
Летом 1873 года пришла заодно холера и началась повальная эпидемия цинги.
23 августа 1873 г. земство, через голову Климова, сообщило в Петербург, что губернатор - дурак, и попросило 1,500,000 в самом срочном порядке.
Через месяц министр Лобанов-Ростовский сообщил самарскому земству, что так обращаться не положено, надо соблюсти форму и направить письмо через губернатора. Но, все же, ознакомил с письмом самарского земства Минфин.
Минфин разослал по губерниям циркуляр с требованием дать налоговую отсрочку голодающим крестьянам на год.
До Климова начало доходить, что он делает что-то не так.
Он прекращает сбор недоимок, снова достает 600,000 рублей, но теперь предлагает раздавать деньги через частное поручительство.
Земство взвыло. По его данным в губернии уже было 17,409 семей, где умерли или пропали без вести все взрослые мужчины - чем они поручаться будут? А где мужики живы - тоже никто поручаться не будет.
Полковник Климов доводам внял и... ввел запрещенные законом общественные запашки, а крестьян стал на них выгонять воинскими командами!
Тут даже Лобанов-Ростовский поразился самарской бездне и дал Климову по шапке. Правительство потребовало дать любой проект общественных работ, под которые можно выделить деньги. Так как Климов совсем перестал соображать, земство направило проект строительства Самарско-Оренбургской железной дороги. Денег дали сразу 1,5 миллиона. Вернее отпустили сразу, а пришли они в октябре 1873 года. Климов успел вновь вернуть круговую поруку для раздачи этой ссуды, прежде чем его от греха убрали из губернии.
Потом дали еще миллион на семена.
Эти деньги Самарская губерния так никогда и не вернула.(с)
www.facebook.com/grig.cid/posts/430459515288612...