Отрекшаяся от Великой Мехазмы
22.02.2020 в 21:49
Пишет Даумантас:не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы...URL записи
Из ВК Елизаветы Дворецкой:
Летописные восхваления князю Святославу известны более чем хорошо. Похвалы его любви к походному образу жизни - чуть ли не первое, что вспоминается при упоминании его имени. Источником этих немногих строк обычно называются "дружинные песни". Но возможно, это не совсем так.
Одним из древнейших видов устного народного творчества являются плач и оплакивание как словесное сопровождение ритуального прощания с умершим. На основе подобных обрядовых текстов возникает поминальная песнь уже как литературный жанр. На более поздних этапах то и другое (плач и поминальная песнь) могут стать частью более крупного героико-эпического произведения. Мотивом плача и оплакивания пронизан весь цикл "Старшей Эдды". В средневековой русской литературе он тоже расцвел пышным цветом (начиная с плача Ярославны и далее). В "Старшей Эдде" воспроизведены женские плачи, типичные для погребального обряда величания умершего, построенные по образцу фольклорных сравнений героя с предметами и существами из мира природы. Например:Гудрун сказала:
«Сигурд рядом
с сынами Гьюки
как стебель лука,
из трав встающий,
как в ожерелье
камень сверкающий,
самый ценный
среди каменьев!»
(Первая песнь о Гудрун)
Причем в данном случае речь идет не просто об идеализации образа героя, но о магическом средстве обеспечить ему лучшую долю в загробном мире: сделать так, чтобы боги предложили ему править вместе с ними.
Это были краткие выкладки теоретической части. Теперь смотрим в ПВЛ:
«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. Был ведь и сам он храбр, и ходил легко как пардус, и много воевал. Не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и набрел на вятичей...»
Очевидно, что последняя фраза к предыдущим искусственно присоединена: у нее другой грамматический строй, и она рассказывает уже не о героических обыкновениях князя, а о конкретном событии, начинаясь с союза "и", что весьма часто в этом строе.
Так вот: восхваление жизненных обыкновений Святослава, подытоженных после его кончины, сравнение его со зверем "ходя аки пардус" наводят на мысль, что источник их - погребальный плач, из которого родилась поминальная песнь, а она вошла в повествование о героических деяниях князя. Но, поскольку записывалось все это все лет через сто, а то и больше, после его смерти, то вполне естественно, что летописец взял лишь отрывок (неизвестно, знал ли он больше) и поместил в то место, которое показалось ему подходящим для характеристики _живого_ героя - в начало рассказа о его делах. Хотя вероятно, первоначально этот восхваление "замыкало" жизнь героя и было сложено к поминальным пирам о нем.
Ну а поскольку плачи складывались и исполнялись женщинами, таким образом мы обнаруживаем и некий "женский след" в жизни воинственного князя...