13.07.2020 в 23:20
Пишет
EricMackay:
Публикуемые документы показывают, что все необходимые компоненты для организации миссии, а именно закупка транспорта, питания и пр., осуществлялись на возмездной основе. Так, например, в указной грамоте в Темников от апреля 1579 г. (приложение 1) предписывалось оплатить услуги проводника для посольства (вожи), жалованье составило 3 руб., мерина для него необходимо было выкупить у посадских, оценя коня в 2–3 руб., а «мы велим денги заплатити».
В грамоте от 12 апреля 1580 г. услуги проводников оценены ниже – в 2 руб. (приложение 2). Производилась закупка и других транспортных средств, в том же апреле 1580 г. царское правительство распорядилось купить для нужд посольства струг (приложение 3). Все эти процедуры осуществлялись не в темную, а имели открытый характер. Население оповещалось о проведении закупок, назначались оценщики, которые должны были оценить товар в границах предложенных правительством цен.
Обеспечение посольства питанием и питьем тоже происходило на возмездной основе, хотя и не имело характера открытых торгов. В сентябре 1600 г. губной староста Мурома Семен (Сенька) Чертков описывал процедуру приобретения продуктов питания для послов.
читать дальшеСтароста получил грамоту из Посольского приказа за подписью дьяка (в данном случае В. Я. Щелкалова), в которой ему приказывалось взять деньги у муромских таможенных целовальников из таможенных доходов. По прибытии в пункт следования пристав, сопровождавший послов, должен был получить заготовленное продовольствие и/или питье по списку. Если же оставался избыток, то губной староста имел право его продать, а вырученные средства отдать таможенникам.
Подобная практика показывает, что в своей деятельности русские власти были вполне рациональны и действовали скорее как рачительные хозяева, а не как мифические восточные деспоты и набобы, портрет которых рисуется в записках иностранцев.
Необходимые для осуществления миссии услуги по навигации маршрута, сопровождению охотничьих птиц (в составе посольских даров), также оказывались на возмездной основе. Причем с этими людьми заключался ряд-договор, который действовал до определенного населенного пункта. Дальнейшее их следование регулировалось договорами, которые могли быть заключены с главой иностранной миссии.
Между тем закономерен вопрос, насколько эта система организации дипломатического общения была свободной от командных интенций. Иначе говоря, реалистичны ли были эти закупки и договоры или они имели символический характер и что бы там ни было, но вы были обязаны оказать услугу или продать товар за ту цену, которую установило правительство. Пока в нашем распоряжении всего один, но хорошо документированный случай. В 1613 г. правительство только что избранного царя Михаила Федоровича подготовило ответственную миссию в Сефевидский Иран, которая задержалась в Нижнем Новгороде по простой причине. Посад отказался продавать для нужд посольства коней по заниженным ценам. Несмотря на давление, которое пыталась оказать воеводская администрация, посадские солидарно провалили план закупок и в итоге добились повышения цены.
Есть у нас данные о том, что насильственное изъятие у посадской общины средств передвижения, кормов и т.п. рассматривалось царским правительством как нарушение законной практики, требующее расследования. Например, в 1600 г. в Казани членами русского посольства в Иран были допущены насильственные действия по отношению к посадским. Так, толмач Петр Муратов избил земского старосту и столкнул плотника в воду, от чего тот едва не утонул. Затем насильно отбирали подводы и оказывали давление на представителей посада при казанских воеводах: «И князь Олександр, рнясь тому, прислал в Казань меня, холопа твоего, Олешку, лаять и бесчестить, напоив кречятника Богдана Маркова, перед твоим государевым воеводой, перед Васильем Кузьминым». В целом поведение членов посольства граничило с открытым разбоем, и, очевидно, понимая, что они совершают противоправные действия, они шантажировали представителей местных властей тем, что оговорят их перед царем. Эта угроза, однако, возымела обратное действие, и воевода и земские старосты написали грамоту царю с изложением всей этой ситуации, что послужило толчком к проведению расследования.
Соответственно, мы можем заключить, что нормативная ситуация при организации движения и снабжения дипломатических миссий имела возмездный, а временами и договорной характер взаимодействия властей и населения. Любые отклонения от этого рассматривались как противозаконные действия, которые требовали
расследования и вынесения вердикта.
М. В. Моисеев «Царь, воеводы, местный мир и дипломатия: к истории организации посольских миссий в России
во второй половине XVI – начале XVII века»
URL записизанятно
@темы:
Рыбка, пойманная в глубокой воде