22.07.2020 в 20:29
Пишет
Шано:
Молодежь в средневековой английской деревне
Часть 2
Трудно с уверенностью утверждать, в каких слоях деревенского общества было сильнее всего распространено добрачное сожительство. Среди девушек, приговоренных к уплате legerwite (штрафа за внебрачное сожительство), есть дочери зажиточных, средних и бедных крестьян. О чем это говорит? Возможно, добрачное сожительство предваряло брак (пара какое-то время жила вместе, прежде чем узаконить отношения); возможно, в некоторых случаях молодые женщины были вынуждены откладывать вступление в брак (но не начало сексуальной жизни), пока им не удавалось скопить себе достаточное приданое.
Отчеты церковных судов дают понять, что общество XIII-XIV веков в целом довольно снисходительно относилось к внебрачному сожительству. К примеру, мы знаем историю женщины, имевшей близкие отношения с тремя разными мужчинами. Некто Стивен Гобат согласился жениться на своей возлюбленной Джулиане Байгод в соответствии с приговором епископа, однако впоследствии объявил, что брак незаконен, поскольку Джулиана прежде имела связь с его близким родственником Уильямом Аттенмором (и в результате, по мнению Стивена, также стала его родственницей, в степени, исключающей брак). Примерно год спустя еще один юноша, по имени Стивен Пертефью, объявил, что заключил брачный договор с Джулианой. Тем временем Гобат успел решить, что Джулиана его законная жена, что Уильям Аттенмор ему не родственник и что его брак предшествовал договору с Пертефью. Однако родство с Аттенмором было доказано, брак Джулианы и Гобата аннулирован, и ее законным мужем стал Пертефью. Нередко также случалось, что две женщины заявляли о консуммации брака с одним и тем же мужчиной (что, в силу различных традиций, давало право de facto утверждать, что брак состоялся). Хотя сохранение девственности до брака было постоянной заботой моралистов, потенциальных мужей это, кажется, волновало меньше.
читать дальшеКоличество внебрачных беременностей и незаконных детей в среде английских крестьян XIII-XIV веков трудно подсчитать. В Бротоне – если предположить, что манориальный суд аккуратно фиксировал все подобные случаи – за пятьдесят два года на свет появилось двадцать шесть незаконнорожденных детей. Возможно, для определенного числа женщин внебрачная беременность была прелюдией к браку и, более того, необходимым стимулом к его заключению. Крестьянской семье дети были необходимы; вполне возможно, что пара хотела убедиться в своей репродуктивной способности, прежде чем заключать брак. Известно, что у некоторых женщин бывало даже по двое-трое внебрачных детей. Очевидно, в крестьянском сообществе рождение незаконного ребенка не стигматизировало всерьез ни мать, ни дитя, хотя реакция церковных и светских властей могла варьироваться в зависимости от времени и места.
С точки зрения церкви, ребенок, рожденный вне брака, становился законным, когда его родители вступали в брак. Такие дети назывались mantle children, поскольку их помещали под мантию (mantle), которую набрасывали на родителей во время свадебной церемонии. Светский суд, с другой стороны, отказывался считать mantle children законными наследниками при наличии детей, рожденных после вступления пары в брак.
В одном коронерском отчете запечатлена характерная история. Джоанна, дочь Элис Фордэм, «втайне забеременела» и ночью родила девочку. Младенец умер, но, вероятно, смерть произошла от естественных причин – присяжные, во всяком случае, не заподозрили убийства. Порицания, по их мнению, были достойны последующие действия Джоанны, которая «взяла дитя и положила его на порог дома Томаса Кинга». Очевидно, он и был отцом ребенка, однако избранный Джоанной способ указать на это присяжные сочли предосудительным.
Любопытны в этом отношении английские баллады. В балладе «Джил Брентон» юная невеста боится предстоящей брачной ночи, поскольку она не сохранила девственность: ее силой взял некий мужчина в лесу. Она пытается подменить себя на брачном ложе служанкой, однако обман раскрывается. Мать жениха выясняет, что ее сын и был тем человеком, который изнасиловал девушку, и что она от него беременна. В конце концов пара счастливо воссоединяется и ожидает рождения первенца. В балладе «Поминки по Вилли» главный герой не в силах уговорить любимую выйти за него; тогда по совету мудрой матери он притворяется мертвым. Когда девушка приближается к нему, он хватает ее и укладывает «между собой и стеной». Она умоляет пощадить ее, но Вилли заявляет, что не отпустит ее, пока «не будет зачато дитя». Все, конечно, завершается браком. Зато некоторые другие героини баллад, отдавшись возлюбленному, впоследствии узнают, что дома у него жена и пятеро/семеро детей.
Нельзя, впрочем, сказать, что ответственность за незаконного ребенка полностью возлагалась на мать. Мы знаем немало случаев, когда церковный суд возлагал на отца ответственность за содержание ребенка – в тех случаях, конечно, когда отец был известен. Кроме того, отцу могли вменить в обязанность содержать женщину во время беременности, а затем дать ей приданое. Так, в 1399 году некий Джон Пиннс из Дирхама, от которого забеременела его служанка Агнес Редвелл, был должен содержать Агнес, пока та не оправится после родов; затем ему пришлось снабдить ее приданым на сумму в 40 шиллингов, а кроме того – выдавать деньги на содержание ребенка. Агнес, со своей стороны, была приговорена к публичному покаянию. Ей следовало босиком обойти вокруг приходской церкви во главе воскресной процессии, держа в руке горящую свечу. Джону также пришлось пройти процедуру публичного покаяния и пожертвовать в церковь пять шиллингов. tal-gilas.livejournal.com/380992.html
URL записиЗанятно что речь идет о христианской стране, однако в глубинке спокойно себе прелободейство)
@темы:
Рыбка, пойманная в глубокой воде