12.08.2020 в 21:42
Пишет
Шано:
Как известно, Сиддхартха Гаутама является православным святым. Его память совершается 2 декабря по новому стилю. В христианстве Будда известен как Иоасаф, царевич индийский, обращенный пустынником св. Варлаамом в христианство.
Такой вот казус, с которым ничего не сделать. Специалисты достаточно точно проследили путь средневековой "Повести о Варлааме пустыннике и Иосафате царевиче": оба святых вошли в христианство больше тысячи лет назад, когда грузинский монах перевел этот текст с грузинского на греческий (и понеслась), а грузинский текст был создан на основе арабского, а арабский, надобно думать, на основе пехлевийского, с участием манихеев и греко-буддийской культуры, очень неудобных для ортодоксов, ну да что уж.
Жизнь индийского царевича Иоасафа в целом совпадает с жизнью Гаутамы; предложена даже правдоподобная, как считают лингвисты, цепочка, в которой "Иоасаф" через грузинский и арабский имеет предком слово "бодхисаттва".
читать дальшеТо есть было время, когда (некоторые) христиане, глядя на суть, а не на форму, не видели ничего странного в том, что по сути Гаутама - вполне себе христианский святой. В этой истории вообще много всего, от Иоанна Дамаскина как возможного автора до Шекспира, который использовал английскую версию в "Венецианском купце", и Лопе де Вега с Кальдероном, которые написали свои версии легенды. Буддизм, как и любая адекватная вера, имеет свойство распространяться.
Но я тут с ужасом подумал вот о чем. Иоасаф понятно, а кто такой пустынник Варлаам? О котором неизвестный автор повести пишет, что не может сказать, откуда тот пришел и какого он народа, и которого он помещает в землю Сенаар - библейская Сеннаар, то есть Месопотамия, но основное дело происходит в Эфиопии, которая одновременно Индия, так что с географией всё смутно.
Беда в том, что индийская традиция наставника Будды не знает. У Гаутамы не было Иоанна Крестителя. Он сам ушел из дворца, голодал, скитался, чуть не умер, потом кое-что понял и просветлился.
Но есть традиция, которая наставника Будды знает. Правда, я не могу ни на что сослаться, кроме энциклопедического словаря "Китайская философия", в котором Евгений Алексеевич Торчинов в соответствующей статье ссылается на "Троецарствие" и "Ши шо синь юй", я не изучал вопрос, но факт остается фактом: впоследствии забытая доктрина "хуа ху", "просвещение варваров", имела хождение в Китае в период, когда туда проник буддизм (начиная с II века н.э., особенно же с IV и далее по восходящей до VI, когда буддизм был объявлен государственной религией Поднебесной; заметим, что временные рамки нам вполне подходят) и гласила, что наставником Будды был не кто иной, как Лао-цзы, легендарный автор "Дао дэ цзин", - когда он в конце жизни "уехал на Запад", это не метафора смерти или удаления от людей, это о том, что он поехал в Индию и там просветил варваров настолько, что стал учителем Будды.
А отсюда, уважаемые все, мы имеем нехилую возможность, что в христианстве у нас есть не только святой Будда, но и святой Лао-цзы. www.facebook.com/nikolai.karayev/posts/34411972...[0]=AZVjoFA9ODcMfIMZYudkJE4_3Qs03UFoZUyQqNJfWAN8SA_4VIsM3D1WOo2EXngm8_x3fCQ8eDEPge2Rurs_vptsqcHf9O7HPpa5mDIgcDkRA8f9Z-1rXozzjJMSnHlFcVdPBvFWdE-DDRSiD29iDEgh1ByZlWEvWBn2jQg8GaELdw&__tn__=%2CO%2CP-R
URL записиЗанятно
@темы:
Рыбка, пойманная в глубокой воде