Нечасто бывает такая круглейшая дата: 2500 лет Саламинскому сражению. Немного найдется событий, так повлиявших на дальнейшую историю: ведь в этой битве решалось, какая нам достанется модель мира - "восточная" или "западная", "персидская" или "греческая". Трудно осознать, насколько наша культура укоренена в Элладе - а ведь все могло быть совершенно иначе.
Мимо такой даты пройти я не мог, и, к счастью, для этого даже ничего не надо писать, поскольку я могу просто привести фрагмент из своей книги об истории Персидской империи, которая ждет своей очереди на публикацию в издательстве Acta Diurna:
"К августу, менее чем через три месяца после переправы Ксеркса через Геллеспонт, Афины были обречены. Жителей эвакуировали через пролив на Саламин. С этого острова прекрасно виден Акрополь, и удрученные горожане могли наблюдать, как пылают их святыни. Здесь же, в проливе, встал на якорь флот. Военачальники спорили: отойти ли к берегам Пелопоннеса или сражаться здесь? Убеждением, подкупом и даже провокациями Фемистокл добился своего: пока шла дискуссия, персы блокировали пролив с двух сторон, рассчитывая на легкую победу, грекам же не оставалось ничего иного, как сражаться.
читать дальшеДо сих пор распространено ошибочное мнение, будто преимущество персов в кораблях было огромным. Количество судов с обеих сторон посчитать проще, чем численность войск, поскольку судно — вещь штучная, большая, дорогая, а ее существование, как правило, тщательно документируется. Поэтому цифра, приведенная Геродотом — около 1200 судов с персидской стороны— вряд ли сильно преувеличена. К тому же она совпадает с оценками драматурга Эсхила, который, в отличие от Геродота, лично сражался в этой войне. Но нужно понимать, что в это число входят абсолютно все суда, включая старые и небоевые. Более 600 наименее ценных кораблей были использованы в качестве основы мостов через Геллеспонт, около 200 по разным причинам были потеряны по пути из Азии либо оставлены в портах, в итоге максимум, что имел Ахемен перед Саламином с учетом пополнений, полученных от балканских греков — около 600 кораблей, из которых, к тому же, далеко не все являлись судами первой линии. Около 300 из них были финикийские, по нескольку десятков предоставили египтяне, критяне и — ионийские греки. Да, таковы факты: в битвах той войны эллины часто сражались с эллинами.
Флот коалиции насчитывал 400 триер, около 150 были построены в Пирее за последние несколько лет и объединили в своей конструкции все новейшие тенденции. Они были легче и маневреннее персидских судов. Скорость их также была выше. Об этом мы можем судить про результатам реконструкции античных кораблей, например, «Олимпии», которая входит в состав ВМФ Греции, являясь единственным боевым гребным судном в мире. Если стандартная финикийская или старая коринфская триера выдавали на веслах, но без паруса около 8 узлов, то новейшая афинская разгонялась перед тараном до 12 узлов, что примерно равно скорости фрегата времен Трафальгара при полном ветре! В итоге можно сказать уверенно: на море у Ксеркса не было преимущества, о чем свидетельствует, в частности, осторожная тактика персидских флотоводцев.
Экипаж стандартного средиземноморского военного корабля составлял примерно 200 человек: около 150 гребцов (как вариант, 6 рядов по 25 весел), 30 морских пехотинцев и собственно команда, от капитана до рулевого. Беглый подсчет показывает, что 28 сентября 480 г. до н. э. под Саламином сражались в сумме как минимум 150 000 человек.
Крупнейшее морское сражение с начала времен (и заодно самую масштабную битву всех греко-персидских войн) начали эллины. Персы допустили ошибку, отправив часть кораблей блокировать западный выход из пролива: противник получил возможность бить эскадры поодиночке. Сражение быстро распалось на серию хаотичных схваток. В проливе шириной чуть более километра и длиной в пять такому количеству судов было толком не развернуться. С аттического берега за развитием событий наблюдал Ксеркс, с саламинского — афинские женщины и дети. Все мужчины, способные держать оружие или ворочать весло, были на кораблях. Реальные шансы на победу имели обе стороны, и в таких условиях на первый план выходило тактическое мастерство и моральный дух. Оказалось, что у защищавших родину греков они выше. Афиняне, составлявшие костяк греческого флота, буквально боролись за жизнь и само существование города: в случае поражения война была бы безнадежно проиграна и им-то, в отличие от других эллинов, не приходилось надеться на пощаду.
Большая часть персидского флота к вечеру оказалась уничтожена. Грекам удалось навязать генеральное сражение не на суше, где они были слабее, а на море, где были созданы благоприятные условия для победы. Саламин мгновенно поменял стратегический расклад. Если еще вчера персы господствовали на морских коммуникациях и беспрепятственно снабжали огромную армию, то теперь даже далекие геллеспонтские мосты оказались под угрозой. Ксеркс осознал, что, если мосты разрушат, ловушка захлопнется. Оказавшись перед перспективой зимовки в чужой земле без снабжения из метрополии, царь приказал большей части войска отступать в Малую Азию форсированным маршем: следовало перейти переправу до того, как к ней подойдет греческая эскадра. Туда же, к проливам, ушли уцелевшие суда. Кампания 480 г. до н. э. оказалась проиграна. "
Юбилей был пару дней назад, но я был, признаться, занят, да и что значат дни в сравнении с веками 🙂 Упомянутый Ахемен - брат Ксеркса, командующий флотом. КДПВ совершенно фантазийная, поскольку перед боем убирали и паруса, и мачты, и дрались исключительно на веслах.(с)
www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=34834...