понедельник, 12 октября 2020
12.10.2020 в 18:21
Пишет
topbot:
Сталинский быстрострел

88 лет назад, 11 октября 1932 года, был принят на вооружение пулемет ШКАС (Шпитальный, Комарницкий, авиационный, скорострельный). В следующем году его запустили в крупносерийное производство. ШКАС обладал рекордной скорострельностью - 1800 выстрелов в минуту, намного превосходившей темп стрельбы всех иностранных современников.
Только появившийся в 1934 году французский МАС-34, выпускавший до 1450 пуль в минуту, приблизился к ШКАСу по этому показателю. Но у "француза" не было синхронного варианта, его можно было ставить только в крылья или на турель.
читать дальше
ШКАС был одним из немногих довоенных образцов российско-советского стрелкового оружия, полностью разработанных в нашей стране. Его барабанная система подачи патронов из ленты, позволившая значительно ускорить перезарядку, не имела зарубежных аналогов, по крайней мере, среди серийных изделий.
Когда ШКАС рассекретили, советская пропаганда стала называть его лучшим авиапулеметом в мире. По части скорострельности это было правдой, однако, пропагандисты умалчивали о другом. Как известно, за всё в этом мире надо платить. Огромный темп стрельбы ШКАСа был оплачен низкой надежностью и очень малым рабочим ресурсом.
Ранние образцы стабильно выходили из строя после 1500-2000 выстрелов (то есть, через минуту стрельбы), а ресурс возвратно-боевой пружины составлял 2500 выстрелов, после чего ее приходилось менять. Со временем ресурс оружия теоретически удалось повысить до 14000 выстрелов, однако, на в реальности он зачастую не превышал 6000.
читать дальше
Еще один серьезный дефект ШКАСа - очень быстрый перегрев при стрельбе. Из него категорически запрещалось выпускать непрерывные очереди длиннее 120-150 выстрелов, то есть - четырех-пяти секунд. А после каждой очереди требовалось несколько секунд на охлаждение. Если же летчик в горячке боя забывал об этом ограничении, то очередной патрон преждевременно выстреливал в раскаленном патроннике или в подающем механизме, а пулемет намертво клинило. Как правило, после этого его ожидал заводской ремонт или списание.
Впрочем, ШКАСы ломались не только от перегрева. Даже в конце 1930-х годов их надежность и безотказность, а точнее - удручающая "отказность" продолжала вызывать большие претензии. Я читал отчет о состоянии матчасти советских ВВС в ходе боевых действий на Халхин-Голе в мае-сентябре 1939 года, согласно которому ШКАСы давали при стрельбе 9% отказов. Для сравнения, старые пулеметы ПВ-1 (авиационный вариант знаменитого "Максима"
- всего 1%, а пушки ШВАК - 3%.
То есть, в среднем примерно на каждом 11-м выстреле ШКАСы выходили из строя. Таким образом, можно предположить, что пилоту И-16 или "Чайки", вступившему в бой с четырьмя работающими пулеметами, нередко приходилось драться с тремя, двумя или даже с одним, поскольку остальные "глохли" во время схватки. Не исключено, что некоторые летчики и вовсе оказывались безоружными, если у них ломались все пулеметы.
Вероятно, это стало одной из причин относительно низкой боевой эффективности советской истребительной авиации в халхингольском конфликте. А военврач Журавлева писала в своем отчете, что отказы оружия "психологически подавляли летчиков и доводили их до слез".
В дополнение к сказанному стоит упомянуть расхожую байку, придуманную Шпитальным и впервые опубликованную в его статье в газете "Тульский Коммунар" за 10 мая 1965 года. Она состоит в том, что после захвата Рейхсканцелярии наши солдаты якобы обнаружили там стоящий под стеклянным колпаком ШКАС. К нему прилагалась записка Гитлера, что этот великолепный пулемет будет стоять там до тех пор, пока германские конструкторы не создадут нечто подобное.
Разумеется, никакими документами, фотографиями и воспоминаниями участников захвата Рейхсканцелярии этот самохвальный вымысел не подтверждается, но он до сих пор активно тиражируется как на бумаге, так и в интернете, а многие продолжают в него верить.

Ранний образец турельного ШКАСа начала 1930-х годов с алюминиевым радиатором охлаждения ствола. Потом от него почему-то отказались.

Более поздний турельный ШКАС.

Синхронный ШКАС с крепежным кронштейном. На подающем барабане виден поводок синхронизатора.

Крыльевой ШКАС с тягами спуска и пневмоперезарядки.
источник -
vikond65 
[5 ссылок 142 комментариев 4350 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
URL записи
@темы:
Рыбка, пойманная в глубокой воде