15.10.2020 в 04:50
Пишет
Санди Зырянова:
Вам письмо? Нет - берестяная грамота

Письма на бересте писал приятелю Даниле новгородский мальчик по имени Онфим.
Традиция письма на специально обработанной бересте фиксируется в истории разных народов мира. Однако именно на Руси эти письма, написанные на простых кусках коры, достигли наибольшего распространения. Редкие группы старообрядцев использовали бересту почти до начала прошлого века.
Так вышло, что почвы Великого Новгорода оказались наиболее деликатны по отношению к листам старинной древесины, поэтому большая часть подобных записок была найдена археологами именно здесь. Берестяная грамота, получившая первый порядковый номер, была обнаружена в 1951 году. Судя по специфике этих записок, грамота была доступна самым широким слоям населения Новгородской вечевой республики. За всю историю исследований в Москве было обнаружено 4 послания, в Старой Руссе – 51, а в Великом Новгороде – 1122 письма на коре березы. Древненовгородские берестяные грамоты позволяют нам увидеть жизнь простого люда, узнать, какие надежды и чаяния были у этих людей.
читать дальшеПеречень тем, которых касались жители древнего Новгорода в своей переписке, очень обширен: это и долговые расписки, и деловая переписка торговцев, и обычные бытовые сообщения. Нередки записки любовного содержания незнатных горожан и характерные указания жен мужьям (что-то из цикла «не забыть купить»).
Новгородцы действительно были хорошо образованы для своего времени. Детей они начинали обучать грамоте сызмальства. Это доказывают грамоты мальчика Онфима, найденные в 1956 г.
Всего нашли 12 грамот и несколько рисунков, созданных ориентировочно в середине XII века. Судя по особенностям начертания и почерку, ребенку было всего-то 6-7 лет. Прописями ему служили самые простые и доступные материалы – донца от изношенных берестяных туесков, по которым он выцарапывал текст и рисунки чем-то острым. Очевидно, мальчик потерял все свои труды одновременно, благодаря чему они все были найдены археологами вместе и в сохранности.
Большая часть его записок – это обычные прописи. Судя по тому, что Онфим допустил относительно немного ошибок, он писал не впервые. В некоторых текстах он просто выводил свое имя, где-то – тренировался вести деловую переписку, обращаясь к некоему Даниле. Можно предположить, что Данила был его соучеником . Среди ученых есть предположение, что одно из писем написано не Онфимом, а, вероятно, Данилой.
Онфим любил порисовать. Как-то он изобразил себя в образе неизвестного природе чудища и подписал «я – зверь». Видимо, этот мальчик, как и многие его сверстники, мечтал стать воином. Как и многим детям его возраста, Онфиму не очень удавалось изображать кисти рук: порой он рисует пятерню, а временам трехпалые клешни.
Маленький грамотей полюбился новгородцам настолько, что в Великом Новгороде поставлен памятник Онфиму.
URL записи
@темы:
Рыбка, пойманная в глубокой воде