Отрекшаяся от Великой Мехазмы
23.12.2020 в 06:06
Пишет  Groemlin:

понедельник, 1 марта 2010 г.
Свидетельства иностранцев XVI-XVII веков о московитах-содомитах

Галина ЗЕЛЕНИНА

Н.Л. Пушкарёва, одна из немногих в современной отечественной историографии, кто занимается российской гендерной историей, писала: «изучение сексуальной этики русских <...> долго не привлекало внимания российских историков и этнографов. Одним из препятствий было традиционное представление об асексуальности русской культуры и, следовательно, отсутствии самого предмета исследования»[1]. Утверждение этой авторитетной исследовательницы, безусловно, имеет основания, особенно применительно к советской историографии, но все же она не первая занялась изучением сексуальной тематики: у Н.Л. Пушкаревой были предшественники как в дореволюционной, так и в современной российской науке.

В трудах этих немногочисленных ученых нас будет интересовать описание сексуальной культуры русских в XVI-XVII вв., в первую очередь упоминания о гомосексуальной практике. Картина нравов, в изложении исследователей, оказывается весьма безрадостной с позиции христианской морали, причем гомосексуализм занимает не последнее место в скопище пороков, процветавших в русском обществе в позднее Средневековье. Авторы конца XIX века, основываясь (а точнее, пересказывая) на таких источниках, как сочинения митрополитов Даниила и Макария, послания старца Филофея и Максима Грека, постановления Стоглавого собора и Сказания[2] иностранцев о России, сокрушаются о невежестве и злонравии русского духовенства и народа в целом, погрязшего в пьянстве и разврате, в том числе и в содомском грехе, отождествляемом данными исследователями с гомосексуализмом[3]. В современных постсоветских исследованиях, безусловно более аналитических и не сводящихся к пересказу источников, на том же материале делаются сходные выводы. Сергей Богатырев в работе, посвященной специфике поведения Ивана Грозного, пишет, что гомосексуализм был широко распространен в русском обществе во многом благодаря «нездоровой атмосфере морального разврата и вседозволенности, царивших при дворе Ивана Грозного после смерти его первой жены»[4]. С. Богатырев также ссылается на свидетельства иностранцев о распространенности содомии во второй половине XVI века и на их основании делает вывод, что моральные проповеди церковных иерархов так и не излечили общество от этого порока. Известный сексолог и социолог, признанный сейчас основным специалистом по истории сексуальной, и в первую очередь гомосексуальной, культуры в России, И.С. Кон выделяет период XV-XVII вв. как выгодно отличающийся от предшествующих веков русской истории обилием информации о гомосексуализме, во многом благодаря сказаниям иностранцев: «почти все иностранные путешественники и дипломаты, побывавшие на Руси в XV-XVII вв. <…> отмечали широкое распространение гомосексуальности во всех слоях общества…»[5].

Таким образом, о распространенности гомосексуализма в русском обществе XVI-XVII вв. говорят на основании двух групп источников: российской морально-дидактической литературы и церковного законодательства и сочинений иностранцев. При этом исследователи демонстрируют почти полное доверие к источникам: В. Жмакин и И. Преображенский, возможно, потому, что жанр исследования-описания, сводящегося к пересказу источников, вполне вписывался в их представление об историческом исследовании; авторы 1990-х гг., когда источниковедческая критика давно стала необходимым компонентом исторического исследования, возможно, по причине своего рода эйфории в связи с возможностью исследовать «новую», ранее запретную, тематику и желания собрать как можно больше материала, который бы доказывал, что - возвращаясь к фразе Н. Пушкаревой – предмет исследования, то есть сексуальная этика русских, все же существует.

Однако произведения из обеих вышеназванных групп в качестве источников по нравам русского общества нельзя считать абсолютно достоверными; содержащуюся в них информацию следует использовать с учетом специфики источника и не всегда принимать на веру. Начнём с краткого обзора и критики отечественных источников, после чего перейдём к сочинениям иностранцев – основному предмету нашего интереса.

читать дальше?

Примечания

См.: Адам и Ева: Альманах гендерной истории. Вып. 2. М.: ИВИ РАН, 2002.


Цит. по: warianty.blogspot.com/2010/01/xvi-xvii.html

URL записи

как по мне. обычная практика пропаганды и "расчеловечивания" в стиле "они там все не полноценные люди".

@темы: Рыбка, пойманная в глубокой воде, Письмена, которые кем-то были написано на чьем-то песке